Психологическая травма, особенно в результате насилия, затрагивает не только наши мысли и эмоции, но и тело. Исследователи отмечают, что для полноценного восстановления важно учитывать телесные реакции в терапевтическом процессе. Как отмечает известный психиатр Бессел ван дер Колк, исключение тела из терапии означает упустить важнейший компонент, необходимый для исцеления. Поливагальная теория, предложенная нейробиологом Стивеном Порджесом, помогает объяснить физиологические реакции на травму с точки зрения биологии и нейронауки. Согласно этой теории, автономная нервная система имеет три основных режима работы, которые эволюционно сформировались как ответы на угрозу: состояние дорсального вагуса (реакция «замирания», когда организм буквально «выключается» или впадает в ступор), симпатическое состояние (реакция борьбы или бегства – «бей или беги») и состояние вентрального вагуса (режим безопасности и социального взаимодействия). Поливагальная теория оказалась чрезвычайно полезной для понимания реакций жертв травмы. Она нормализует эти реакции, показывая, что они представляют собой естественные биологические механизмы выживания. Психотерапевты активно используют эту концепцию на практике, стремясь помочь клиентам заново почувствовать себя в безопасности в собственном теле и при контакте с другими людьми. Не случайно поливагально информированные психотерапевты подчеркивают, что создание ощущения безопасности для клиента – ключевое условие успеха лечения. Именно поэтому целью первой стадии любой психотерапии становится формирование пространства, где человек будет чувствовать себя спокойно, защищенно и сможет начать устанавливать доверительный контакт.
Ритм и звук на пути к восстановлению
Интеграция работы с телом в психотерапии открыла путь к новым методам лечения. Одним из таких методов стало использование музыки, ритма и движения. Известно, что слушание успокаивающей музыки само по себе может активировать ощущение безопасности на физиологическом уровне. В частности, Порджес отмечает, что групповое барабанное музицирование объединяет благотворное воздействие звуков на организм со спонтанным социальным взаимодействием, усиливая чувство защищенности. Исследования показывают, что характеристики звука – ритм, тон, частота – способны поддерживать внутреннее ощущение безопасности и одновременно укреплять связь с окружающими. Ритм, будь то хлопки в ладоши, удары в бубен или игра на барабане, служит средством невербальной коммуникации, синхронизируя участников на эмоциональном уровне. Недаром во многих культурах совместная игра на барабанах издавна была способом объединения общины и выражения коллективных переживаний.
В контексте психотерапии ритм становится инструментом, помогающим «включить» систему социального взаимодействия – ту самую часть нервной системы, что отвечает за чувство безопасности и способность к общению. Танце-двигательный терапевт Амбер Грей в своей практике демонстрирует, что сочетание ритма и движения помогает даже тяжело травмированным клиентам выразить то, что невозможно передать словами, и заново ощутить связь со своим телом. Ритм и движение используются как ресурсы, позволяющие человеку гибче переключаться между разными физиологическими состояниями вместо того, чтобы застревать в состоянии постоянной тревоги или, наоборот, оцепенения. Через движение, звук или ударный ритм травматизированные люди могут вновь «найти свой голос» – обрести способность выражать себя, не чувствуя угрозы.
Игра на барабане для многих переживших насилие оказывается более безопасной формой самовыражения, чем, скажем, танец. После физического нападения человеку может быть страшно активно задействовать тело в терапии. Барабан же дает ощущение опоры: ударяя по инструменту, клиент сохраняет определенную дистанцию и при этом выражает свои чувства. Как отмечает Грей, барабан может стать своеобразным безопасным мостом к вовлечению в социальный контакт, по сравнению с непосредственным танцем. Техники типа «вопрос-ответ» на барабанах (когда терапевт задаёт простой ритм, а клиент отвечает ему своим ритмическим рисунком) не только активизируют клиента, но и незаметно выстраивают терапевтические отношения – в таком взаимодействии сам ритм выступает как со-терапевт.
Практический опыт музыкальной терапии и научные данные указывают на широкий спектр позитивных эффектов барабанных практик. Групповое музицирование на ударных инструментах, как было показано, улучшает показатели иммунной системы, снижает уровень стрессового возбуждения, а также повышает чувство собственной эффективности и сплоченности с другими людьми. Специалисты, практикующие барабанную терапию, подчеркивают, что создание чувства безопасности для участников – основа успешной работы. Барабан здесь – отличный посредник: он позволяет начать «разговор без слов». Когда говорить о пережитом слишком тяжело, человек может проиграть свои чувства на барабане – передать ритмом то, что он ощущает или что с ним произошло. Такой способ выражения менее пугающий и прямой, поэтому он дает возможность постепенно восстановить связь с глубоко подавленными, но сильными эмоциями. Звук, рождающийся под руками клиента, символизирует его внутренний опыт и подтверждает: «твоим чувствам есть место, их можно выразить». Таким образом, ритм и звук в терапии травмы выполняют двойную функцию: с одной стороны, успокаивают физиологическую реактивность, возвращая ощущение безопасности, а с другой – обеспечивают творческий выход эмоций и помогают восстанавливать утраченные связи.

Барабанные сессии для переживших насилие
Идея использовать барабанное музицирование в работе с травмой легла в основу пилотного исследования, проведенного психологами Джессикой Хогл, Деброй Нельсон-Гарделл и Нэнси Рубин. Их проект представлял собой исследование выполнимости – небольшое экспериментальное изучение, целью которого было выяснить, как травмированные клиенты воспримут новый метод и какую пользу смогут из него извлечь. В исследование пригласили клиентов университетского консультационного центра – всего девять человек, переживших межличностное насилие (сексуальное или домашнее насилие, преследование или пережитое в детстве злоупотребление). Один человек выбыл до начала, и итоговую программу прошли восемь участников. Все они были взрослыми людьми, имевшими в анамнезе травматический опыт насилия. Важным этическим моментом было то, что инициатива участия исходила от самих клиентов – терапевты не склоняли никого к эксперименту, избегая даже намёка на давление.
Каждому участнику предложили цикл из пяти индивидуальных терапевтических сессий с барабаном. Программа строилась на принципах поливагальной теории и опиралась на идеи модели Rhythm2Recovery, адаптированные под формат работы один на один. Индивидуальный подход выбрали потому, что он позволял сосредоточиться на личной истории и потребностях клиента, а также обеспечить максимальное чувство безопасности. У каждой сессии была своя тема и терапевтическая задача, связанные с аспектами преодоления травмы:
- Введение и безопасность. Знакомство клиента с барабаном и правилами взаимодействия, обсуждение основных идей поливагальной теории и трех состояний нервной системы. Цель – установить чувство безопасности и доверия, подготовить почву для дальнейшей работы.
- Границы. Исследование темы личных границ и их нарушений через ритм. Клиент вместе с терапевтом с помощью ударов на барабане символически выражает и осмысливает опыт разрушения границ в травматических ситуациях.
- Страх и гнев. Работа со сложными эмоциями – страхом и гневом. Барабан используется как безопасный «контейнер» для выражения интенсивных чувств: клиент может выплеснуть в ритм свою тревогу или ярость. Затем в диалоге с терапевтом обсуждаются способы прожить и трансформировать эти эмоции.
- Сильные стороны и устойчивость. Переключение фокуса на ресурсы клиента. Участник подбирает и воспроизводит ритмы, которые символизируют его силу, выносливость, качества, помогавшие пережить трудности. Это помогает найти внутренние опоры и вспомнить о собственной стойкости перед лицом пережитого.
- Ритмический рассказ о травме. Заключительная сессия посвящена созданию «музыкальной истории» своей травмы и пути выздоровления. Клиент сочиняет на барабане последовательность ритмов, отражающую его личный путь – от травматического опыта к восстановлению. Такой творческий подход позволяет интегрировать свой опыт, выразив его через звук и ритм.
Каждое занятие длилось около часа и включало обсуждение до и после упражнений. Во время беседы терапевт помогал участнику осознать, какие чувства или воспоминания возникли в процессе игры на барабане, как они связаны с травмой и чему могут научить на пути выздоровления. В конце каждой сессии проводилось короткое упражнение на «заземление» – например, участник вместе с терапевтом некоторое время играл устойчивый, спокойный ритм – чтобы клиент покидал встречу в уравновешенном состоянии и ощущении безопасности.
После прохождения пяти сессий с каждым участником провели углубленное интервью о его опыте. Разговоры записывались, затем были расшифрованы дословно и проанализированы методом тематического анализа. Этот метод позволил выделить общие темы и закономерности в рассказах разных людей о пройденной терапии. Таким образом исследователи хотели понять, что именно понравилось участникам и что они получили от барабанных сессий.
Результаты: что дали участникам барабанные сессии
Анализ интервью выявил пять ключевых тем, отражающих опыт участников и произошедшие с ними изменения:
- Связь через звук. Участники ощутили, что барабан стал для них новым языком выражения. Звук и ритм позволяли общаться без слов, передавать то, что сложно или страшно рассказать напрямую. Через барабанный бой люди находили способ выплеснуть подавленные эмоции, что помогало лучше регулировать свое эмоциональное состояние. Некоторые делились, что во время игры вспоминали тяжелые моменты прошлого, но переживали их по-новому – словно «переводили» свои эмоции в звук и тем самым освобождались от их гнетущего влияния.
- Новые инсайты. Терапия ритмом дала участникам свежий взгляд на себя и свою травму. Выполняя упражнения, люди неожиданно приходили к важным открытиям о своих чувствах и поведении. Например, один осознал, как пережитое насилие подорвало его способность доверять, другой – какие качества помогли ему выжить. Такие инсайты возникали спонтанно из опыта игры: заданный самим участником ритм становился зеркалом его внутреннего мира, а обсуждение с терапевтом проясняло значения этого опыта.
- Чувство контроля. Потеря контроля над жизнью – частое последствие травмы. Барабанные сессии помогли людям вернуть ощущение, что они снова хозяева своих эмоций и поступков. Возможность самостоятельно создавать ритм, выбирать силу удара, темп – всё это символически возвращало пережившим насилие чувство агентности, то есть способности влиять на происходящее. Участники отмечали, что им стало легче принимать решения, отстаивать свои границы, и что игра на барабане помогла осознать: «мои чувства принадлежат мне, и я могу ими управлять».
- Чувство безопасности. Почти все рассказывали, что во время сессий ощутили редкое для них чувство защищенности. Терапевтическое пространство, где звучание барабана не осуждалось, а приветствовалось, позволило людям раскрепоститься. Они чувствовали комфорт, делясь переживаниями, не боясь непонимания. Некоторые говорили, что благодаря этим сессиям вспомнили, что значит быть в безопасности: возникали давно забытые телесные ощущения спокойствия и укрытости, очень важные для процесса исцеления травмы.
- Социальная связь. Хотя занятия проходили один на один с терапевтом, у участников заметно усилилось чувство связи с другими людьми. Совместная игра на барабанах и поддерживающее присутствие терапевта создали опыт позитивного, безопасного взаимодействия – резкий контраст с травматическим опытом насилия. Кроме того, эти индивидуальные сеансы парадоксальным образом помогли участникам почувствовать себя менее одинокими. Многие отмечали движение от состояния изоляции к ощущению связи – сперва с терапевтом, а затем и с другими людьми. Другими словами, люди начали выходить из своего «панциря», растопив недоверие и страх перед контактом. Некоторые даже захотели попробовать групповой барабанный круг или поделиться музицированием с близкими, чтобы укрепить это новое чувство общности.
Важно отметить, что все без исключения участники сообщили о позитивном опыте. Никто не воспринял барабанные упражнения негативно; напротив, многие выразили благодарность за возможность попробовать такой необычный подход. Для большинства эти сессии стали не просто отвлекающим развлечением, а частью глубокого внутреннего процесса.
Заключение: ритм, который лечит
Первые итоги пилотного проекта показывают, что интеграция поливагальной теории и барабанного ритма в терапию травмы может быть очень полезной. Через тело – звук, движение, тактильные ощущения игры на барабане – пережившие насилие смогли достичь того, что порой недоступно одним разговором. Ритм вернул им чувство безопасности, создав пространство, где можно прикоснуться к боли прошлого, не будучи ей захваченным, а также открыл канал для выражения эмоций, минуя привычные психологические блоки. Звук барабана наладил мост между человеком и другими: шаг за шагом участники вышли из изоляции, ощутили поддержку и возможность заново доверять окружающим. Тело, голос и эмоции, как выяснилось, снова могут действовать согласованно: вместо хаотичных всплесков или онемения чувств люди обрели в переживаниях больше ритмичности и баланса.
Так как исследование было небольшим (восемь участников), делать окончательные выводы рано. Однако полученные результаты вселяют осторожный оптимизм: барабанная терапия была хорошо принята, а отмеченные позитивные изменения (от эмоциональной разрядки до роста уверенности и доверия) говорят о значительном потенциале метода. Авторы подчеркивают необходимость дальнейших, более масштабных исследований для подтверждения эффективности ритмотерапии.
Для практикующих психологов этот подход служит напоминанием: тело должно стать союзником в лечении травмы. Поливагальная теория дает ценную карту для ориентирования в сложных состояниях клиента, а барабан и ритм – живые инструменты, помогающие человеку самому пройти путь от страха к безопасности, от молчания к самовыражению, от одиночества к связи. Как показывает опыт данного исследования, порой один удар в барабан может сказать больше, чем тысяча слов – и стать первым шагом на пути к эмоциональному исцелению.